Искусство воспитания детей. Педагогика как искусство воспитания

Каждый родитель хочет вырастить из своего ребенка воспитанного человека, независимую, незаурядную, целеустремленную личность. Процесс этот весьма сложный и непрерывный. Надо понимать, что ребенку для развития требуется усвоить большой объем информации, в этом чаду необходимо помогать. И помощь должна начинаться уже с самого рождения. Искусство воспитания — это процесс, необходимый для будущего благополучия ребенка, его родителей и общества в целом.

Искусство воспитания детей. Педагогика как искусство воспитания

Все педагоги и родители знают, что дети учатся лучше всего на чужом примере. Если, допустим, ребенку говорят не повышать голос при разговоре, но при этом мама сама постоянно кричит, то убеждать малыша в обратном крайне затруднительно.

Подражание взрослым

На подсознательном уровне у ребенка формируется стремление подражать взрослым. В такой ситуации часто возникает непонимание, несоответствие требуемого и действительного, которое постоянно будет рождать сопротивление. Грамотный подход к воспитанию помогает вырастить самостоятельную, сильную личность, а в будущем избежать многих трудностей и проблем. И сформировать цельную личность – это искусство воспитания.

Искусство воспитания детей. Педагогика как искусство воспитания

У педагогов, психологов, философов, религиозных деятелей свои взгляды на этот процесс. И часто они оказываются противоположными. Сегодня в мире огромного потока информации очень сложно сориентироваться и выбрать правильный путь. Помимо любви и принятия ребенка таким, какой он есть, родителям требуются дополнительные знания:

  • О психофизиологических особенностях разных возрастных групп. Это необходимо, чтобы знать, что можно требовать от ребенка, а что пока еще рано.
  • О процессе воспитания в семье. Анализируя традиции своей семьи, можно вынести что-то полезное и применить в отношении ребенка или, наоборот, какую-то модель своего поведения скорректировать.
  • Важно понять, что независимо от возраста ребенок является личностью, а не собственностью родителей. Поэтому самостоятельность воспитывается с малых лет.
  • Противоречивость

    Стоит понимать: в процессе воспитания не должно быть противоречий, когда мама разрешает, а папа запрещает, или наоборот. Это приводит к серьезным внутренним душевным конфликтам, с которыми малышу бороться нелегко, и впоследствии они выливаются в серьезные проблемы уже взрослого человека. Ошибочно полагать, что воспитанный ребенок — тот, который безоговорочно слушается родителей.

    Искусство воспитания детей. Педагогика как искусство воспитания

    Основная задача родителей — помочь малышу стать личностью, раскрыть свои таланты и жизненный потенциал, а не сделать его своей копией. В этом и заключается искусство воспитания ребенка.

    Проблема современного воспитания

    Воспитатели и педагоги отмечают, что родители сегодня совсем перестали заниматься детьми и интересоваться их воспитанием. На что родители возмущенно отвечают, что это совсем не так, ведь мы читаем всю необходимую литературу по воспитанию, отдали ребенка в спортивную секцию, на танцы, нанимаем на дом логопеда.

    В этом и заключается проблема современного воспитания: родители, пытаясь дать ребенку все самое лучшее, не замечают, как перекладывают заботы на чужих людей, в то время как основа личности закладывается в семье. А в этой сфере переложить всю ответственность даже на специалистов нельзя: здесь требуется вложить собственную душу.

    Искусство воспитания в семье

    Искусство семейного воспитания состоит в том, что ребенок должен понимать: его любят не за что-то, а бескорыстно, независимо от успехов в учебе или на другом поприще. Нам, взрослым ясно, что любовь к отпрыскам — нечто само собой разумеющееся, но им это необходимо постоянно доказывать. Ребенок требует постоянного внимания и делает это, как может: хорошими или плохими поступками, хулиганством или упрямством. И здесь очень важно понять, что эмоциональный комфорт для дитя — прежде всего. Не нужно оценивать малыша и его поступки, его необходимо любить и воспринимать таким, какой он есть.

    Можно ли любовью испортить ребенка?

    Если это действительно любовь, то ею нельзя испортить характер ребенка и вырастить из него эгоистичного человека. Родители, по-настоящему любящие своих детей, не станут потакать капризам и идти на поводу.

    Искусство воспитания детей. Педагогика как искусство воспитания

    Именно в семье ребенок знакомится в первый раз с понятиями «хорошо» и «плохо», получает представление о жизни и о том, как поступать в той или иной ситуации. В семье ребенок адаптируется к социуму, именно поэтому важно, чтобы у малыша были сестры и братья.

    Нет универсальных советов для каждой семьи по правильному воспитанию детей. Ведь нужно учитывать количественный и возрастной состав, социальный уровень каждой отдельной семьи. Но есть некоторые рекомендации, которые необходимо знать каждому родителю:

    • Ребенок должен воспитываться в атмосфере любви, тепла и доброжелательности.
    • Малыша, независимо от возраста и личных достижений, нужно любить и ценить его как личность.
    • Необходимо слышать детей и помочь им развить свои способности.
    • Высокие требования можно предъявлять исключительно на основе взаимного уважения.
    • Часто проблема кроется в поведении самих родителей, потому как дети неосознанно копируют близких людей.
    • Нельзя акцентировать внимание на недостатках ребенка, нужно концентрироваться на положительных моментах. В противном случае развиваются комплексы.
    • Любое обучение должно проводиться в форме игры.

    Собственное поведение

    Макаренко настаивал на том, что родители должны быть очень внимательны ко всему, что они говорят и делают, и если они видят, что в их жизни есть нечто такое, что может нанести вред воспитанию детей, это нечто надо пересмотреть, изменить и, если требуется, совсем отказаться.

    Искусство воспитания детей. Педагогика как искусство воспитания

    «Педагогика» – слово пришло в наш лексикон из Греции, буквально оно переводится как «детовождение» или искусство воспитания. В России это понятие появилось с философским наследием античной цивилизации. Педагогика как искусство воспитания является частью общего процесса возрастного развития. Эта наука изучает и прививает:

    • самостоятельность;
    • гуманность;
    • нравственность;
    • способность к творчеству.

    Основы педагогики

    Основная задача взрослых — передать накопленный опыт новым поколениям. Педагогика изучает воспитание человека независимо от возраста. Знание этой необходимой науки помогает выбрать оптимальное решение для каждой конкретной ситуации. Но только на практике можно ответить, что такое педагогика — искусство или наука, хотя давно эти понятия стали объединять. Настоящий педагог понимает, что, не зная хорошо науку, невозможно претворить в жизнь и искусство воспитания. И здесь ключевым моментом является любовь и уважение к растущему человеку.

    Искусство воспитания детей. Педагогика как искусство воспитания

    Искусство воспитания — самое сложное изобретение человека. Его невозможно отделить от процесса получения образования, и оно длится весь период взросления. Воспитательные задачи многогранны и обширны. Именно в процессе обучения у ученика формируются привычки, профессиональные навыки, устремления, потребности, которые соответствуют или не соответствуют нормам нравственности.

    По сей день педагогические идеи А. С. Макаренко используются при разработке вопросов воспитания и служат важным источником полезной информации. Формирование личности – это и есть непрерывный воспитательный процесс.

    Что такое искусство воспитания?

    Дать однозначное определение невозможно. Ученые вкладывают разный смысл в это понятие. Что такое искусство воспитания, по их мнению? Это одно целое из множества составляющих, среди которых самыми важными являются:

    • забота о здоровье;
    • забота о материальном и душевном благополучии ребенка;
    • моральное воспитание;
    • закалка духа и чувства ответственности и многое-многое другое.

    Мораль

    Будущее человечества сейчас играет в саду, сидит за партой. Оно очень наивно, чистосердечно и, что самое важное, целиком в руках взрослых. Как сформируют родители и педагоги детей, такими они будут в будущем. И не только они, а весь мир через несколько десятков лет. Общество, которое будет строить сегодняшнее подрастающее поколение, создаем своими руками мы, взрослые. Искусство воспитания детей. Педагогика как искусство воспитания

    Борис Михайлович Неменский, советский педагог, так сформулировал эту идею: школа решает, чему будут радоваться, а что ненавидеть люди через 20-30 лет. Это тесно связано с мировоззрением будущего поколения, которое не может быть полноценным, если не воспитывается высокая мораль. Сегодня внимание к проблеме практики и теории эстетического мировоззрения уделяется особое. Ведь это средство и умственного, и нравственного роста, а значит, развития духовно богатой личности. Поэтому искусство воспитания детей – это многогранный непростой процесс, которому должно уделяться особое внимание.

    Поделиться:
    1 Комментарий
    • Оксана says:

      На себе испробовала мамино «воспитание». Но, благодаря этому свою дочь старалась воспитывать по-другому. Мама была человеком грамотным, очень суровым, даже временами жестоким.Много читала книг по педагогике ( 60-70-х годов). Имела чёткую позицию : » я родила, чтобы этот человек полностью подчинялся мне и который в благодарность за своё появление на свет положит собственные интересы и собственную жизнь ради матери).Поверьте, это был кошмар, кошмар, который разрушил мой первый брак ( от моей мамы бежали как от чумы), кошмар, который унёс моё здоровье. Более того, воспитанная мамой так, что я не могла иметь собственного мнения, сильно осложнило мою жизнь с окружающими меня людьми, я их просто боялась и всегда старалась подделаться под кого-либо, если ему это было нужно.Остановил меня второй муж, я, как говорится прозрела, осознала, что жизнь-то уже прошла, мне за 40, а я собственно ещё и не жила, а только выполняла команды, распоряжения, да ещё и получала постоянные упрёки и скандалы, как «ужасная дочь».Рвать пришлось с болью, мама так и не захотела понять меня, поговорить, выслушать. Просто перестала меня знать.Это ужасно. Но это должно было случиться. Мамочки, дорогие, ребёнка нужно любить, нужно воспитывать, но не «дрессировать» себе послушного зверька», не пытаться в корне сломать его «Я», «его характер». Каждому ребёнку Господь даёт характер с рождения, он не похож ни на кого, воспитание помогает лишь привить манеры культурного и разумного человека, но отношения его к жизни, его жизненную позицию это вряд ли изменит.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    два × 1 =