Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе детского сада

Главные завершающие учебный процесс события в детском саду — итоговые занятия. Именно тогда обобщаются полученные знания, проверяются умения и навыки, ставится логическая точка обучению, длившемуся целый год. Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе — это ещё и обязательный анализ системы полученных знаний.

Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе детского сада

Мероприятия такого рода должны проводиться регулярно, завершая каждый учебный этап. Следуя Федеральному государственному образовательному стандарту, воспитатель следует совокупности требований, которые обязательны при реализации образовательных программ, при этом вносит в итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе и все творческие замыслы, и полёт фантазии, и большую долю изобретательности. Иначе сложно показать итоги не только учебного года, но и всего обучения в детском саду.

Два документа

По поводу федеральных государственных требований, предъявлявшихся к структуре общеобразовательных программ, было сломано уже немало копий. Как же отличить особенности государственных требований в дошкольном образовании от государственного стандарта?

Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе детского сада

Ещё недавно каждый воспитатель дошкольных учреждений готовил итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе по ФГТ, сверяя с этими требованиями образовательную программу своего учреждения, но вот пришлось перестраиваться. Подстраиваться к стандарту. Хотя в этих документах много похожего, но итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе по ФГОС уже сильно отличается от предыдущего.

Требования к программам

В чём конкретно состоят отличия между формулами ФГТ ООП ДО и связями ФГОС ДО? Первый объект имеет две части: требования к структуре программы и требования к условиям её реализации. Второй добавляет к вышеперечисленному требования к результатам освоения программы, в то время как ФГТ (первый) настаивает только на планируемых результатах выполнения образовательных программ.

Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе детского сада

Требования к структуре образовательных программ тоже значительно отличаются. Если по ФГТ основными являются четыре направления структуры образования, то по ФГОС — уже пять. Причём направления друг от друга кардинально не отличаются, просто итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе по ФГОС направлено на налаживание общественных связей, на коммуникацию, а такое же занятие по ФГТ — на социализацию, то есть на саму общественность.

Обязательная часть и остаточная

Соотношение частей образовательной программы тоже изменилось. Если обязательная часть её по ФГТ должна составлять как минимум 80% объёма, а остальные 20% могут быть составлены самими наставниками в учебном процессе, то программы по ФГОС требуют обязательности лишь в 60% общего объёма программы, а остальные 40% оставляются на усмотрение воспитателя и руководства.

Стало быть, расширяется плацдарм для творческого роста работников образовательной сферы, появляется возможность ориентироваться на условия национальной, социокультурной, экономической, даже климатической специфики, где и осуществляется данный образовательный процесс, поддерживаются интересы педагогических работников, сложившиеся традиции.

Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе детского сада

Мерилом здесь может стать именно итоговое открытое интегрированное занятие в подготовительной группе, где предъявляются итоги многолетней воспитательной и образовательной работы в стенах ДОУ.

Основа образовательной программы

Основная образовательная программа по ФГОС структурно изменилась. Теперь в неё включены три раздела: целевой, содержательный и организационный. В каждом из разделов есть обязательная восьмидесятипроцентная часть и простор для творчества. Введён дополнительный раздел — презентация программы.

Обязательная часть по ФГТ: пояснительная записка, содержание по областям, режим пребывания, результаты осваивания образовательной программы и система мониторинга. Затем идёт часть, которую формируют сами участники образовательного процесса.

Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе детского сада

Презентацией программы становится итоговое комплексно-интегрированное занятие в подготовительной группе, где воспитанники непременно покажут и сильные, и слабые стороны анализируемых документов.

Характеристики и личные качества

ФГТ определяет весьма конкретные характеристики и интегративные качества личности, так сказать, идеальный социальный портрет ребёнка-дошкольника. Результаты основной программы и качество всей деятельности обязательно оцениваются — как промежуточные (текущие), так и итоговые.

Предполагаемые результаты по ФГОС подаются как целевые ориентиры, как возможные достижения ребёнка в силу его возрастных и социально-нормативных характеристик, завершая этап дошкольного образования. Итоговое познавательное интегрированное занятие в подготовительной группе раскроет такие качества выпускников, как инициативность, уверенность в себе, самостоятельность, физическое развитие, воображение, любознательность, волевые усилия, интерес.

Педагогическая диагностика

Целевые ориентиры, как и любая цель, не могут подлежать конкретной оценке, даже в виде мониторинга и любых видов педагогической диагностики, поскольку не могут являться основанием для чисто формального сравнения с достижениями детей в реальности.

В программе по ФГОС нет ни промежуточной, ни окончательной диагностики выпускников. Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе по ФГОС ставит оценку индивидуальному развитию детей. Вот эта оценка и выносится воспитателем в виде педагогической диагностики.

Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе детского сада

Активность детей как в спонтанной, так и в деятельности, организованной специально, и является предметом для наблюдения и анализа. Инструментами педагогической диагностики могут стать карты наблюдений за детским развитием, где фиксируются индивидуальная динамика и развитие в перспективе, пока ребёнок занят коммуникацией со сверстниками, со взрослыми, играми, познанием, проектами, художественной деятельностью, физическим развитием.

Программа по ФГТ формирует общую культуру, развивает физические, интеллектуальные, личностные качества, формирует предпосылки для учебной деятельности. Программа по ФГОС созидает условия социального развития детей, даёт возможности их социализации, всестороннего развития — личностного, познавательного, морально-нравственного, а также развития инициативы, творческих способностей, желания сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Непосредственно образовательная деятельность

Чем же непосредственно образовательная деятельность может отличаться от обычного занятия? Обновлённой структурой и формами организации образовательного процесса, индивидуализацией, изменением позиций взрослого педагога относительно детей.

Итоговое занятие НОД — интегрированное, в подготовительной группе дети наверняка охотно будут готовиться к показу, но ответственность не помешает интересу к этому виду деятельности.

Модели организации образовательного процесса

Прежняя и самая распространённая в нашей стране модель организации учебного процесса включала в себя три пункта:

1. Проведение занятий по расписанию, где дети решали сформированные методиками задачи.

2. Формирование умений и навыков по ходу режимных моментов: приём утром, завтрак, прогулка, подготовка к тихому часу и так далее.

3. Знания и умения, полученные детьми, закрепляются в самостоятельной и индивидуальной работе.

Эта программная модель работала до введения приказа Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года по ФГТ, который касался утверждения структуры основ образовательных программ дошкольного образования. В приказе оговаривалось решение образовательных задач посредством совместной деятельности взрослых и детей, причём не только ограничиваясь рамками НОД (непосредственно образовательной деятельности), но даже при проведении всевозможных режимных моментов соответственно специфике детского дошкольного учреждения.

Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе детского сада

Итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе должно вобрать в себя все лучшие моменты, случившиеся в результате совместной деятельности детей и воспитателя, поскольку именно они помогают ребёнку осваивать мир и преодолевать трудности.

Партнёрская деятельность

Новейшая модель выстраивания образовательного процесса должна учитывать параметры ФГТ и обязательно содержать две составляющие:

1. Совместная деятельность детей и взрослых с соблюдением НОД и всех режимных моментов.

2. Самостоятельная деятельность детей.

Основными тезисами при организации такой, можно сказать, партнёрской деятельности детей и воспитателя, не выходящей за пределы НОД и режима, являются следующие:

1. Воспитатель участвует в совместной деятельности абсолютно наравне с воспитанниками.

2. Дошкольники сугубо добровольно присоединяются к совместной деятельности, без психического давления и дисциплинарного принуждения.

3. Дети могут свободно общаться и перемещаться во время совместной деятельности, соответственно, нужно организовать для этого рабочее пространство.

4. Открытое окончание совместной деятельности, то есть каждый может работать в своём темпе.

5. Игра должна присутствовать в совместной деятельности как основной вид работы с детьми и как ведущий вид деятельности дошкольного учреждения.

Показателем успешного овладевания навыками, знаниями и умениями посредством игры может стать итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе — по развитию речи или математике, не столь важно, будет понятно главное: посредством игры ребёнок быстрее адаптируется в окружающем мире, социуме, он не теряет интерес к познанию и внутренне счастлив.

Выбор игровой деятельности

Образовательный процесс непосредственно организуется и реализуется через осваивание различных видов деятельности детей: игровую, двигательную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, а также — и в самой большой мере — посредством чтения.

Здесь важнее всего удачно интегрировать все эти формы и методы работы, сделать правильный выбор, который является прерогативой именно педагога, самостоятельно решающего все проблемы, связанные с контингентом, уровнем осваивания общеобразовательной программы. И остаётся только пожелать неизменного творческого подхода к выполнению конкретных задач дошкольного образования.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

одиннадцать − 6 =