Апис – священный бык Египта

Развитие древнеегипетской религиозности уходит корнями в седую древность. Зачатки ее просматриваются в неолите, когда уже, как считается, существовали довольно развитые и устоявшиеся магические традиции. Последние представляли собой форму нерелигиозного мистицизма, являясь, скорее, средством манипуляцией окружающей средой. Однако позже, усложняясь, они дали начало многочисленным культам определенного религиозного характера.

Апис – священный бык Египта


Истоки культа Аписа

В Древнем Египте важную роль для экономического развития государства играло сельское хозяйство. От урожая зависела вся жизнь царства – мир, благосостояние народа и политическая обстановка. Поэтому египтяне с большой чуткостью относились к факторам обеспечения хорошего урожая. Разливы Нила, популяции насекомых и многие другие факторы в силу своей важности для процветания страны оказались втянуты в культ и в дальнейшем мифологизированы. Не последнюю роль среди них играли животные, особенно сельскохозяйственные, так как прямо или косвенно они служили источником продовольствия. Пахотный скот не был исключением. Быков широко почитали во всех городах государства, привязывая к различным богам и соотнося с различными мифами. За свою историю Египет знал несколько общегосударственных культов быков и множество локальных. Удивительную эволюцию от последних к первым демонстрирует культ небезызвестного Аписа.

Кем же был этот таинственный бык?

Первоначальное зарождение почитания Аписа относится к Мемфису – столичному городу Нижнего Царства. Божеством этого города был именно Апис. Однако влияние столичной политики и культуры вскоре обеспечило распространение его почитания по всей стране и даже за ее пределы. Известно, что в различные моменты истории перед Аписом преклонялись персидские цари и римские императоры. Для греков же это священное животное вообще стало одним из источников появления синкретического культа бога Сераписа.

Священный бык: сакральная природа и теология культа

Апис – священный бык Египта

Ведя речь о священном животном в контексте египетской религиозной традиции, нужно упомянуть, в чем именно заключалась священность того или иного животного. Ведь Апис не был только мифологической абстракцией наподобие известной небесной коровы. Напротив, он был предельно конкретизирован в лице, если можно так выразиться, определенного живого быка, для которого уставы и традиции требовали специального содержания, специального поклонения и после его смерти — специального погребения.

Итак, в первую очередь необходимо вкратце обрисовать оккультную антропологию египтян. Им, как и многим другим мистикам (а египтяне отличались глубоко мистериальным характером своей религии), было свойственно трихотомическое деление человека – на дух, душу и тело. В терминах самих египтян эти составные части человека имеют следующие названия:

1. Хат – физическое тело.

2. Следующие две части составляют душу:

  • Ка – так называемое двойное или двойник.
  • Ху – разумная душа.

3. Ба-Бай – дух.

Аналогичный «состав» человека древнеегипетскими теологами инкриминировался и их богам. Теперь можно пояснить природу сакральности Аписа. Как было сказано, это конкретная особь быка. Основанием служила вера египтян в то, что данный бык является инкарнацией Ка, то есть первой части души, бога. Какого бога — это вопрос, на который нет единого ответа. Но так или иначе, священный бык Апис — это воплощенное божество.

Генеалогия священной традиции Аписа

Апис – священный бык ЕгиптаТеперь о генеалогии культа. Священный бык у египтян соотносился сразу с несколькими богами. Такая ситуация вполне характерна для политеистического общества или даже для полирелигиозного общества, каким был Древний Египет. Дело в том, что в Египте никогда не было единой религиозной доктрины и единого религиозного института. Египетская традиция сочетает в себе множество более и менее самостоятельных и независимых религиозных структур. Проникая в разные из них, культ Аписа обрастал различными мифами, поэтому в отношении более позднего времени можно даже условно говорить о нескольких культах Аписа.

Сегодня исторические и археологические данные позволяют уверенно соотнести раннюю форму почитания Аписа с богом Птахом. Это божественный патрон города Мемфиса. Именно с ним ассоциировался священный бык у египтян, проживающих в этом городе. Спустя время, возросла роль Мемфиса, а вместе с ним и популярность, которой пользовался этот священный бык в Египте. Позже локальный по своей природе культ стал общеегипетским. Это сказалось и на теологии культа. Влияние Аписа не обеспечило авторитет Птаха, и в дальнейшем священный бык стал почитаться как инкарнация другого бога – Осириса.

Апис: жизнь и смерть воплощенного бога

Жизнь, которую проживал священный бык, была заключена в специальном храмовом дворе – апиуме. В определенные дни в честь быка устраивались празднества (обычно совпадавшие с разливом Нила) и приносились жертвы. Существуют данные, что времени для жизни ему отводилось 25 лет, после чего быка топили. Эта цифра обычно связывается с лунным циклом египетского календаря. Однако археологические открытия в мемфисском акрополе, где захоронены десятки мумий быков, не подтверждают эту информацию.

Апис – священный бык Египта

Возвращение Осириса – новая инкарнация Аписа

Так или иначе, но египтяне верили, что после смерти действующего Аписа сущность Ка вновь воссоединяется с Ба-Баем Осириса, а затем воплощается вновь. Новую инкарнацию определяли по ряду характерных признаков (черная шерсть, ряд специфических отметин и т. д.). У некоторых авторов число таких признаков доходит до 29. Когда подходящий теленок был найден, его откармливали и отводили в Апиум, где он торжественно «вступал в должность». Так у Египта обретался новый священный бык.

Источник

Поделиться:
Статью посмотрели: 4 раз (а)
Пожалуйста, оцените: Отвратительно!Плохо!Сойдет!Хорошо!Отлично!
Loading...

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector